Арт-объект

Постановщик из Уфы о сериале «ГДР»: «В кадре любая деталь должна соответствовать эпохе»

22.02.2024 Вика ЗВЕРЕВА
Уфимец Артем Косар в киноиндустрии уже более десяти лет и за это время принял участие в съемках многих нашумевших фильмов. В его фильмографии, как постановщика, - картины "Сестрёнка" по Кариму, "Повелитель ветра", "Праведник", сериалы "Гусар", "Жуки". Одна из последних его работ – сериал о советском разведчике «ГДР». Задача Артема и команды постановщиков – скрыть все признаки современности.

«Исторические проекты снимать тяжелее»

 

Постановщик Артем Косар работает вместе с командой из 10-12 человек практически на протяжении всего времени, пока создается кинолента. Косар - универсал, который может следить за кадром на площадке, монтировать декорации, делать сложную бутафорию, какие-то особые механические приспособления и даже небольшие спецэффекты.

- В нашей команде мы все являемся художниками в той или иной степени. Кто-то - художник-декоратор, кто-то - художник-реставратор или монтажёр. Наш шеф - это художник-постановщик. Фильмов сняли очень много, все и не вспомнишь, - скромно замечает Артем. - Военная драма "Сестрёнка" по повести Мустая Карима - очень хороший проект, мне посчастливилось работать над ним. Хочу, чтобы мой сын обязательно посмотрел это кино, когда подрастет. Работал над многими сериалами канала ТНТ. Например, "Гусар", "Жуки". Из последних фильмов - "Повелитель ветра" о Федоре Конюхове. Кроме того, снимали фильм "Праведник" Сергея Урсуляка.

Артем признается, что попал в кино практически случайно.

- Одному из моих товарищей, продюсеру Тимуру Абдуллину, нужна была помощь на съемках башкирского этнического фильма "Етеган" в Абзелиловском районе. Так я оказался в гуще съемочного процесса, смог организовать работу, а в итоге так и остался в этой сфере. Сняли несколько клипов, дальше - больше, сначала региональное кино, а потом уже и федеральные проекты.

В сериале "ГДР" действие разворачивается в 1989 году. Главный герой - советский разведчик Александр Нечаев, который попадает в большую историю, связанную с интригами и операцией западных спецслужб. В "ГДР" - все, как и должно быть в шпионском детективе - и погони, и перестрелки, и роковая любовь. Премьерный показ фильма в Уфе организовал "Ростелеком".

Работа над фильмом шла около двух с половиной лет.

- Создание фильмов - это длительный процесс. Прежде чем начнутся непосредственно съемки, идёт период написания сценариев, кастинги, читки, утверждение реквизита. Затем начинаем снимать, а после ещё идёт монтаж. "ГДР" - очень серьёзный проект, мы долго готовились. Нужно еще учитывать, что в фильме 14 серий. Исторические проекты всегда тяжелее снимать, чем современные. На сегодняшний день осталось, к сожалению, очень мало исторических зданий, архитектура изменилась. Если говорить на обывательском уровне - везде уже пластиковые окна, профнастил, все современное. Именно поэтому на съемках "ГДР" нам приходилось постоянно переезжать из города в город. Мы снимали в Минске, Гродно, Калининграде, Выборге, Стамбуле. Выбирали места, где архитектура подходила для нашего проекта, где здания похожи на немецкие. Нам нужна была готика, брусчатка, а не асфальт.

Задача Артема и команды постановщиков заключалась в том, чтобы переделать, скрыть все признаки современности.

- Например, если видим на зданиях пластиковые окна, то накладываем на них узенькие пенопластовые реечки, красим под дерево и таким образом делаем из пластикового окна старинное деревянное. Делали специальные накладки на современные двери, телефонные будки перекрывали большими афишными тумбами. Современные вывески перевешивали или вообще снимали. То есть мы проделываем глобальную работу для того, чтобы, грубо говоря, снять 10 секунд как машина едет по улице. Для этого мы целый день всей нашей командой преображаем улицу.

- В это время улицы перекрываются?

- Когда только готовим, необязательно всю улицу перекрывать, только локальный участок, где работаем. А на момент съёмок, конечно, улица перекрывается. В Выборге была очень серьёзная съёмка - трюковые истории на мосту. В этом случае мост перекрывали на несколько дней. Жители Выборга порой даже негодовали, но в целом лояльно отнеслись. Чуть-чуть поругались, но вечером приходили смотреть, как мы снимаем кино.

 

«Мелочей в кино не бывает»

 

Самым сложным в работе над фильмом "ГДР" оказалось создание Берлинской стены.

- Над фильмом работал профессионал с большой буквы Сергей Иванов. Он преподаватель во ВГИКе и очень маститый художник, который щепетильно подходит ко всему, для него нет мелочей. Помимо создания атмосферы того времени, мы построили декорацию Берлинской стены. Это была очень большая постройка с трехэтажными башнями, с будками. Трехметровой высоты стена длиной 60 метров с колючей проволокой. Её было не просто собирать, а потом еще и разбирать, перевозить из Выборга в Калининград и заново собрать на новом месте. Это, пожалуй, был самый трудоёмкий процесс на съемках. Стена при перевозке уместилась в пять фур. Сделали мы ее из металлокаркаса, обшитого фанерой. Снаружи - пенопласт, который расписали в нужные цвета, чтобы придать фактуру бетона. Абсолютно все делали вручную.

Как правило, такие сложные декорации изготавливаются заранее, затем на месте съемок все собирается и дорисовывается то, что могло повредиться при транспортировке.

- На съемках "ГДР" стену мы собирали несколько раз. Вроде бы все уже известно, но нет, каждый раз одна и та же задача решается по-разному в зависимости от рельефов, от погоды. Так что работа у нас очень интересная.

Кстати, постановщики всегда ответственно готовятся к съемкам. Артем, например, перед началом работы над сериалом изучил огромное количество информации о событиях конца 1980-х годов. В ход шло все - и фотографии, и документальные фильмы, и книги.

- У фотографов есть насмотренность, чтобы делать хорошие кадры, а у художников какая фишка?

- Обязательно должен быть художественный взгляд. В кадре абсолютно всё, любая деталь, должна соответствовать эпохе. То есть, прежде чем приступать к работе, важно понимать, какие года вы снимаете, что соответствует эпохе, а что - нет.  К счастью, есть интернет, который помогает узнать, например, были ли определенные марки машин в Германии в таком-то году. Или какого цвета были телефонные будки в ГДР. Но, безусловно, должна быть ещё общая насмотренность, понимание кадра, характера сцены и характера героя. К примеру, если мы снимаем промозглый дождь, то нельзя дать герою какую-нибудь ярко-зелёную сумку, потому что она не подходит сюда. Необходимо понимать и учитывать такие моменты. Важны даже цветы, которые герой дарит героине. Есть такая поговорка, что мелочей в кино не бывает. Именно за мелочь глаз зрителя и цепляется, а потом порой нас ругают за какие-то небольшие детали. К сожалению, это неизбежно и порой происходит просто из-за нехватки времени. Например, костюмеры могли во время переездов из одного города в другой не взять какой-то галстук героя, потому что на сборы было всего лишь несколько часов. Тогда приходится подыскивать что-то максимально похожее. Именно поэтому на фильмы всегда стараются привлекать профессионалов, которые фиксируют подобные мелочи.

- Почему все декорации в "ГДР" делали вручную и не стали применять графику?

- Цифровые декорации всегда заметны, а те, что делали вручную, выглядят более живыми. Но, к сожалению, не все получается делать вживую. Бывает, что снимаем на улице в Москве и какой-нибудь магазин нам просто запрещает закрывать их вывески, что-то переклеивать, переделывать. Хозяева магазина имеют на это право, ничего не поделаешь. В этом случае у киношников есть несколько методов. Мы можем пригнать какой-нибудь старинный автобус, чтобы закрыть в кадре все, что нам мешает. А вот если что-то современное расположено выше, скажем, на втором этаже, то это подправляют уже во время постпродакшна, делают графику.

 

«Фильмы лучше получаются на плёнке»

 

- Есть вероятность, что в будущем цифровая графика заменит полностью все декорации?

- Сейчас есть искусственный интеллект, который уже героям голову приделывает, а вот гримёра все равно не заменишь. У нас нет опасений, что все уйдёт в цифру. Уже была примерно такая же история, когда все ушли с плёнки на цифру. Но и сегодня все равно фильмы лучше получаются на плёнке. Так что мы не боимся, знаем, что все равно кино, которое сделано вживую, руками, будет смотреться выгоднее. Компьютерная индустрия дойдёт до таких высот, я думаю, еще нескоро. Графика, которая есть сегодня, все равно проигрывает ручным декорациям. Безусловно, будет всплеск цифровой графики, он ожидаем. Но потом все вернётся на круги своя, потому что картинка у графики совершенно другая.

Интересно, что за время работы в кино Артем уже успел объездить не только многие российские, но и заграничные города. Съемки в новых локациях необходимы для того, чтобы как можно точнее передать атмосферу происходящих в фильме событий. "ГДР" снимали в четырех странах - России, Беларуси, Германии и Турции.

- Какие вещи конца 80-х было сложнее всего достать для съёмок?

- На съемках у нас было очень много машин. Например, в Калининграде с этим нет никаких проблем. С автомобилями нам помогали местные жители, поскольку в городе очень много немецких машин. Видимо, сказывается близость границы. Но подобные машины очень сложно найти в Москве. Сначала мы работали в Калининграде, а уже потом переместились в столицу. В этот момент пришлось искать нужные авто по всей стране. Это было очень непросто, приходилось брать машины, договариваться с хозяевами, перекрашивать их временной краской. Бывало сложно, когда снимали в интерьерах, где нужны различные подсвечники, проекторы и другие детали. Предметов того времени не так много осталось. В Москве существует три-четыре склада с реквизитом, где мы обычно арендуем нужные вещи. В фильме у нас была сцена со старым проектором, на котором герои смотрели фотографии. Мы взяли его в аренду, все отсняли, но потом решили добавить еще несколько кадров. Поехали снова за проектором, а его уже другая съёмочная группа взяла в аренду. И вот тут побегали, посуетились, но нашли еще один.

- Какой процент успешности фильма зависит от работы постановщиков?

-  От художников зависит только картинка. В первую очередь, конечно же, фильм зависит от сценария и от актёров. Иногда я что-то поправляю в кадре, скажем, стакан на столе, который в прошлый раз не так стоял. А актёр говорит: "Артём, зачем ты это поправляешь, зачем меня оскорбляешь? Это означает, что я бездарный актёр и зритель будет смотреть на стакан, а не на меня". Дело в том, что если сценарий или актёрская игра хромают, то зритель начинает смотреть на все остальное в кадре. Но когда и актер хороший, и сценарий, то картинка лишь подчёркивает мастерство. Но картинка тоже должна быть идеальна, потому что в кино все очень взаимосвязано. А иначе зритель просто выключит телевизор.

- Правда ли, что магия киноиндустрии затягивает и уйти из этой профессии непросто?

- Да, это очень интересная, творческая работа. Многие считают меня счастливым человеком, потому что профессия приносит мне радость, удовольствие и заработок. Сложно объяснить, но кино действительно очень затягивает. Казалось бы, у тебя бесконечные смены, много работы, ездишь в экспедиции, не спишь. В какой-то момент думаешь, что больше не поедешь никогда. И вот отсняли фильм, вернулся домой, проходит три-четыре дня - и ты как наркоман думаешь "скорее бы на работу поехать". Во-первых, на съёмочной площадке совершенно непередаваемая атмосфера. А во-вторых, когда над чем-то работаешь, а потом видишь это в кадре, получаешь такое удовлетворение, что не объяснить.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты