Игры патриотов

Эксперт: «Нельзя допустить застройки новых территорий без учета карстовой опасности»

10.04.2024 Наталья АЛЕКСАНДРОВА
С появлением талых вод в Уфе то там, то тут возникают обвалы грунта, а то и того хуже – карстовые воронки. Всем памятен случай в ноябре 2016 года на улице Интернациональной в столице Башкирии, когда развезшаяся земля поглотила легковую машину. Причем, провал оказался настолько глубоким, что автомобиль так и не смогли достать. Поэтому уфимцы бьют тревогу, как только видят, что где-то проваливается грунт.

https://dzen.ru

«Безопасных карстовых территорий в Уфе практически нет»

 

Недавно на улице Бехтерева в Уфе пополз овраг близ реки Сутолока, буквально в нескольких десятках метров от недавно построенного здесь высотного жилого квартала «Символ». А в уфимском микрорайоне Затон на улице Шмидта образовался котлован у канализационного коллектора. Жители сутки сидели из воды, пока аварийные службы сумели остановить «весеннее движение грунтов».  

Эксперт по карстологическим испытаниям Юрия Стром объяснил, что один из ключевых факторов, провоцирующих карстовые явления, - подтопления территорий во время паводка. Во время весеннего половодья изменяются уровни воды, и геологические процессы активизируются.

— Это происходит ежегодно и имеет сезонный характер, - констатирует он. - Карстовые процессы проявляются в апреле-мае и ноябре-декабре. Это всегда происходило, происходит и будет происходить. Что касается ситуации на улице Бехтерева, то весной грунтовые массы там будут подвижными, а затем все стабилизируется, грунт примет устойчивое состояние. Но для точного прогноза необходимо детальное изучение процесса.

По словам Юрия Строма, еще в 2017 году профессиональное сообщество направило в правительство Башкирии свои предложения по созданию системы мониторинга карстовых проблем. 

- Были четко сформулированы предложения по созданию системы мониторинга, - рассказал эксперт. - Программа состоит из двух основных крупных блоков. Первый из них предполагает мониторинг в режиме реального времени на территориях, которые представляют большую угрозу. Наблюдения необходимо вести за деформациями сооружений, фундаментов, поверхностными изменениями и так далее.

Кстати, в Уфе существует карта наиболее опасных с точки зрения карста участков — ее готовили в 90-е годы для разработки проектов планировки, а впоследствии обновляли.

- Если посмотреть на эту карту, то вся территория разбита на категории, - рассказывает эксперт по карстологическим испытаниям. - Шестая - самая безопасная - подразумевает отсутствие хоть малейшей возможности для проявления карста, а первая - наиболее опасная. Так вот территорий шестой категории в Уфе практически нет. А опасных мест — первой и второй категории - достаточно много.

Юрий Петрович поясняет, что «провалы не возникают мгновенно, у них, как у землетрясения есть предвестники». 

- Признаки начинают постепенно нарастать: сначала на корпусах зданий появляются трещины, и за этим можно уследить и вовремя принять меры, - перечисляет он. - Второе — нужно выявить новые территории, где это еще карстовые явления не проявились, но проявятся, и там тоже вести мониторинг. Третья задача заключается в том, чтобы не допустить бесконтрольной застройки без учета карстовой опасности новых территорий. Понимаете, сейчас хороших с точки зрения застройщика территорий, не требующих больших вложений, в Уфе уже не осталось. В городе застраивают самые неудобные участки — те, что при Советском Союзе застраивать было запрещено как раз из-за опасности провалов.

 

 

«Склоны – самые опасные для застройки, но строить там дома не запрещено»

 

Г-н Стром считает, что мониторинг карстовых пород позволит обезопасить покупателей новых квартир. 

- Застройщики должны понимать, что строить на таких участках будет дорого, потребуется провести детальные изыскания и провести необходимые инженерные мероприятия, - перечисляет он. - И если этого не сделать, то разрешение на ввод в эксплуатацию они не получат. Необходимо взять ситуацию с карстом под контроль, это позволит избежать многих проблем.

Эксперт по карстологическим испытаниям полагает, что застройка в любом случае сильно влияет на опасные процессы, «потому что растет нагрузка на сам массив, происходит изменение рельефа». 

- Если рельеф в естественном состоянии устойчив, то при строительстве, стоит его немного нагрузить, уйдет вниз, - предупреждает Юрий Стром.

Ранее крупные оползни произошли вблизи супермаркета «Лента» - сошел крупный массив на склоне. Затем были приняты меры, склон укрепляли, но до окончательной стабилизации пройдет еще 10, а может быть, и 100 лет.

А по словам эксперта, «одними из самых опасных мест являются склоны, потому что помимо карста, там еще сильно развиты тектонические процессы».

- В районе этих склонов, где обнажаются известняковые породы, наиболее опасные участки, - заявил он. 

А в Уфе в последнее время появилось очень много высоток именно на склонах.

- Эти места являются неблагоприятными для строительства, но нормативные документы не запрещают строить дома и там, - сетует Юрий Петрович. - При этом прежде, чем застраивать такую площадку, при контроле такого строительства, застройщик будет вынужден будет провести так называемую инженерную подготовку. А до того, как начнется строительство компания должна получить разрешение. Вся проектная документация вместе с инженерными изысканиями проходит государственную или негосударственную экспертизу, которая оценивает адекватность принятых решений.

Кроме этого, по словам эксперта, в проекте обязательно должен предусматриваться мониторинг в процессе строительства и после его завершения. 

- Наблюдение за возможными деформациями конструкции, сооружения, фундамента, грунтов под основанием и окружающей территории идет достаточно длительное время, - говорит он. 

Как заявляет Юрий Стром, «строить можно везде». 

- Тут вопрос просто упирается в то, что нельзя просто взять и посадить здание на известняк, где есть полость или воронка, - поясняет он. - Так делать не позволяют никакие нормативные документы, и никто не даст разрешение на такое строительство. Но если застройщик сильно хочет что-то построить на этой площадке - будьте добры детально изучить карст, разработать проект укрепления грунтов и провести комплекс защитных мероприятий.

 

«В Уфе можно построить и метро, но это обойдется очень дорого»

 

Карстовые пустоты в разное время осложняли строительство — провалы происходили в том числе и во время работ на масштабном объекте - Восточном выезде из Уфы. 

- Однако даже с учетом нестабильности геологических пород строить можно и там, - подчеркивает Юрий Стром. - В Уфе можно построить и метро, только это обойдется очень дорого. Конечно, с точки зрения геологической ситуации есть очень много проблем, но в Питере их никак не меньше. Там очень сложные грунты, но их проходили, и метро построили. То есть построить метро в Уфе можно, вопрос в стоимости. Карстовые процессы будут происходить всегда. Но есть возможность уйти от проблем, которые создают угрозу безопасности людям, зданиям и сооружениям. 

Г-н Стром напоминает, что в Уфе есть железнодорожная станция, которая называется «Воронки». 

— Это значит, что там были воронки, они есть и сейчас, - объясняет он. - Провалы происходили, еще когда строили железную дорогу. Тогда же начали изучать эти явления и выявлять воронки. Железную дорогу проложили, но за ней приходится наблюдать, потому что карстовые явления происходят постоянно.

Как объяснил Юрий Стром, «точно предсказать, где и когда произойдет провал, мы не можем». 

- Провалы образуются, в основном, из-за воздействия подземных вод, которые растворяют породы в массиве, а не поверхностных атмосферных явлений, - пояснил он. 

По словам г-на Строма, сегодня не существует приборов, позволяющих «видеть» движение грунтовых вод.

- Но есть другие технологии и методики, которые изучают процессы, связанные с подтоплениями, и можно давать соответствующего рода прогнозы, - сказал он.

Как объясняет Юрий Стром, воронки и провалы - не редкость для Уфы. 

- Люди, которые пять веков назад решили обосноваться на уфимском полуострове, не знали о карстовых процессах под землей, - предположил он. – Но такие явления есть и в других регионах: очень сильные карсты в Перми. Там еще более опасный соляной карст – он растворяется в грунтовых водах еще быстрее. Есть карст в Оренбургской области, и, отчасти, в Самарской. 

Юрий Петрович поясняет, что «карстовые породы, на которых расположена Уфа, находятся близко к поверхности земли, в десятках метров от нее, а где-то и выходят на поверхность». 

- Поверхностными и подземными водами они размываются и очень быстро растворяются, - объясняет он. - Кроме этого, горные породы разбиты на блоки, которые тоже приходят в движение. 

По мнению г-на Строма, современные технологии позволяют если не ликвидировать, то хотя бы сильно затормозить карстовый процесс. 

- Они направлены в первую очередь на закрепление с помощью цемента грунта во время строительства или уже разрушенного водой массива, - разъяснил он. - Если есть возможность, карстовую полость заполняют бетоном, укрепляют зазоры между блоками пород. Разных методик много, это лишь одна из них. Чтобы остановить процесс, можно отвести от участка подземные воды, сделать дренаж на этой площадке, потому что именно вода является основным фактором образования провалов. 

Специалист утверждает, что потенциально опасных территорий в Уфе много, но карстовые процессы на большинстве из них пока не проявились. 

- Карта карстовой опасности сегодня является основным документом, по которому прогнозируют наступление неблагоприятных процессов, - говорит Юрий Стром. – Но нужен и мониторинг в режиме реального времени на территориях, которые представляют большую угрозу.

Фото prufy.ru

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты

up x media