Игры патриотов

Эксперт: «В Башкирии при ремонте дорог до сих пор гонятся за метражом»

19.05.2023
Быстро отремонтировать дорожное полотно в Уфе невозможно: слишком это сложная, трудоемкая и «дорогая» отрасль. Существуют объективные причины, из-за которых каждый год в Башкирии приходится латать ямы в асфальте. Об этом рассказал председатель общественного совета при республиканском министерстве транспорта и дорожного хозяйства Рустам Баязитов.

Рустам Байронович сетует, что «у многих людей бытует мнение, что можно мановением пальца решить проблему, все зависит лишь от конкретных руководителей».

- Но чудес не бывает, - уверен он. - Часто спрашивают, почему дороги плохие — я бы сказал, относительно плохие, если сравнивать с теми, что были в 90-е. Сделано, безусловно, много, но отремонтировать наши дороги быстро просто физически невозможно.

По словам эксперта, на состояние дорожной сети влияют объективные факторы — в первую очередь, климатические условия. Все-таки Россия — самая холодная страна в мире со среднегодовой температурой -5 градусов.

- В Финляндии, например, показатель составляет минус полтора градуса, а в странах Европы вообще плюсовая температура, - объясняет он. - Очень важно и качество грунтов, у нас они не скалистые: песчаные и суглинистые. На состояние дорог влияет и переувлажнение грунтовых оснований, и морозное пучение. Мы, наверное, лидеры по такому показателю, как нулевые температурные переходы. За зиму у нас их 60-70, соответственно полотно разрывает.

Поэтому весной становится просто необходим ямочный ремонт — иначе дорожное полотно разрушится еще больше. Кстати, вопреки распространенному заблуждению такая технология изобретена не в России, чтобы, как думают граждане, ежегодно осваивать на контрактах бюджетные деньги, а существует во всем мире.

- Сразу сделать асфальт невозможно, потому что есть требования по температурному режиму и по технологии, - комментирует г-н Баязитов. - Во-первых, весной высокая влажность, во-вторых, низкие температуры — если укладывать асфальт в таких условиях, он разрушится уже через неделю, то есть деньги будут выброшены на ветер.

Рустам Баязитов считает, что верхний слой автодорожного полотна по требованиям ГОСТа необходимо менять каждые четыре года. 

- В Москве рекомендуют делать это раз в два года, столица с ее бюджетом может себе это позволить, - сказал он. - У Уфы возможности намного скромнее. 

В работах по содержанию дорог существует много принципиально важных моментов: необходимо четко соблюдать технологию, выдерживать температуру асфальтобетонной смеси, состав битума, придерживаться регламентированного порядка укладки полотна, обработки, правильно уплотнять асфальт и высушивать. Если же подрядчики начинают спешить, работа получается некачественной.

- К сожалению, в администрациях городов и районов Башкирии еще идет борьба за метры, - признается эксперт. - Им важен только этот показатель - и больше ничего. А ведь хорошая дорога — это не только проезжая часть, но и ливневая канализация, освещение и многое другое. Например, в Стерлитамаке построили дорогу на улице Профсоюзной и никак не оградили тротуар, в результате автомобили заезжали на пешеходную часть. Любой человек, даже не специалист, понимает, что тротуар должен быть отделен ограждением, газоном или бордюром. Там просто не заложили это в смету.

Г-н Баязитов отмечает, что в Уфе «дорожная сеть, конечно, развивается, дороги за прошедшие годы стали лучше». 

- Отремонтированы улицы, появились подземные пешеходные переходы и многое другое, - перечисляет он. - Но при этом и количество транспорта увеличилось. Рост транспортного потока, к сожалению, достаточно быстрый и нагрузка на дороги крайне высока.

По словам г-на Баязитова, в Америке, при проектировании улиц, на дорожное полотно закладывается не менее 33 процентов от площади города. 

- У нас в Уфе под асфальтом, если не ошибаюсь, около 2,5 процентов, - сетует он. - То есть дороги нам еще строить, строить и строить. Задача выполняется, но нужно понимать, что это вопрос не одного дня. Поэтому пока у нас большой перегруз дорожной сети.

На территории в полпроцента от Башкирии эксплуатируется четверть всего подвижного состава республики. И это только наш транспорт, не считая приезжих, гостей и тех, что проезжают город транзитом. Понятно, что проблема с улично-дорожной сетью достаточно серьезная.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты